- Дистанционное образование
-
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (ДО) — комплекс образовательных услуг, предназначенный для профессиональной подготовки и переподготовки с использованием передовых информационных технологий. Предполагает трансляцию знаний к обучаемому преимущественно с помощью электронных средств доставки информации, осуществление проверки знаний на рабочем месте (или дома).
Цели внедрения ДО:
создание благоприятных условий для подготовки, переподготовки и повышения квалификации в регионах без отрыва людей от работы и места проживания;
сокращение потерь времени и материальных ресурсов в связи с отвлечением работников территориальных организаций (предприятий) на очное обучение;
увеличение информационной емкости учебного материала и повышение эффективности обучения за счет использования передовых информационных технологий на основе компьютеров;
обеспечение технических и организационных условий для оперативного обновления учебного материала в соответствии с динамикой развития рынка и потребностей организаций (предприятий).
ДО представляет собой высокотехнологичный продукт научно-технической революции, чем и объясняется его широкое распространение во всем мире.
Компьютерная сеть. Сюда входят сети типа LAN, WAN, Интернет и прикладные программы, работающие благодаря сети, напр. аудиоконференции, видеоконференции, электронная почта и сетевое программное обеспечение, которое позволяет группам людей сотрудничать с помощью компьютерной сети.
Мультимедийные средства. К ним относятся программные и аппаратные средства, обеспечивающие воспроизведение видео- и аудиоинформации, записанной на CD-ROM или полученной по компьютерной сети.
Мобильные средства. Это результат развития компьютерных сетей и миниатюризации. К ним можно отнести переносные компьютеры и беспроводные сети типа LAN для виртуальных рабочих групп или услуги доступа по телефонной линии (в т. ч. IP-телефонии) в любое место и время.
Новые информационные технологии обеспечивают: развитие наставничества (консультации и рекомендации слушателям), установление контактов между обучаемыми, проведение дискуссий в интерактивном режиме, хранение объемистых учебных материалов и легкий доступ к ним, распространение ролевых игр в области бизнеса, поиск информации в информационных архивах в интерактивном режиме, сбор данных по оценке курсов и курсовых проектов. Важно, чтобы обучаемый в системе ДО взаимодействовал со своим тьютером (индивидуальным научным руководителем). Обмен мнениями, мыслями происходит при обсуждении проблем и вопросов, определяемых тематикой курса.
ДО могут получить:
лица, имеющие среднее или среднее специальное образование и желающие получить высшее образование;
лица, работающие где-л., уже имеющие высшее образование и желающие получить новую специальность или дополнительное профессиональное образование, второе высшее образование;
лица, желающие повысить свою квалификацию по отдельным спецкурсам.
Открытое дистанционное образование — форма ДО, доступная любому желающему без оценки его исходного уровня знаний (без вступительных экзаменов или тестирования), тогда как при получении ДО требуются вступительные испытания. Общим в этих формах получения образования является то, что обучение проходит в условиях, когда не нужно посещать учебное заведение. Технологии и методики обучения в обоих случаях часто очень похожи.
В открытом ДО можно выделить 3 основные технологии:
кейс-технология — учебно-методические материалы четко структурированы и соответствующим образом комплектуются в специальный набор ("кейс"), затем пересылаются обучаемому для самостоятельного изучения с периодическими консультациями у специальных преподавателей-консультантов (тьютеров или инструкторов) в созданных для этих целей региональных учебных центрах или пунктах;
TV-технология — базируется на использовании телевизионных лекций с консультациями у преподавателей (тьютеров);
сетевая технология — базируется на использовании сети Интернет как для обеспечения обучаемых учебно-методическим материалом, так и для интерактивного взаимодействия между преподавателем и обучаемыми.
См. также Интернет-обучение, Модульное обучение.
Российская энциклопедия по охране труда. — М.: НЦ ЭНАС. Под ред. В. К. Варова, И. А. Воробьева, А. Ф. Зубкова, Н. Ф. Измерова. 2007.